Рождество

В ночь на Рождество (ночь с 06 на 07.01) отмечался рождественский сочельник. Главным и необходимым блюдом в рождественский сочельник являлась кутья – особая поминальная каша из пшена или ячменя. В это время обычно дети искали под столом зерна злаковых культур, а, находя, полагали, что год будет удачливым, богатым на урожай.

Рождество Христово (07.01) один из двунадесятых христианских праздников. Первый день рождественских праздников не гуляли, а готовили обильную еду.

На Рождество выпекались фигурки животных, которые номинировались как «чибo» или «чань» (жеребенок), хотя на практике выпекались различные животные. Некоторые исследователи отмечают, что фигурки выпекались накануне Крещения. Однако опубликованные и полевые материалы четко указывают, что такие фигурки выпекались именно накануне Рождества. Судя по символике обрядового печенья, приуроченность к кануну Рождества более вероятна, чем к кануну Крещения, т.к. этот праздник завершал святочный цикл. Данная выпечка представляла собой объемные фигурки лошадок, реже выпекались фигурки коровы, овцы. Использование пресного теста было продиктовано технологией, т.к. дрожжевое тесто при выпекании увеличивается в объеме и, соответственно, сложно смоделировать необходимую фигурку животного. Формовкой изделий занимались как мужчины, так и женщины в зависимости от их художественных способностей. Выпекали фигурки только хозяйки, окончательную доработку изделия совершал хозяин дома. Нередко лошадке приделывали миниатюрные сани (кора додь), изготовленные из подручных материалов. Готовые фигурки для освящения клали на полку под иконами. Затем их раздавали детям, одну-две фигурки оставляли там до первого выгона скота. Дети, получая игрушку, бережно играли, стараясь при этом не сломать. По окончанию святочных праздников эти фигурки либо съедались, либо шли на корм животных. Фигурки, которые сохранялись в красном углу, в обязательном порядке шли на корм домашнему скоту в день первого выгона на пастбище вместе с четверговой солью. Народное объяснение практики изготовления таких животных связывается с переходом постной на скоромную пищу: «С помощью этих лошадей въезжали в скоромные дни, они идут, чтобы сменить пищу. Запряженные в сани кони несут другую еду». Символика этих изделий связывается с предметным изображением солнечного мифа, хорошо представленным в культовой пластике пермского звериного стиля. Изображения коня-солнца перекликаются с мифологически близкими по смыслу образами лося-оленя и птицы, выступающими матерью солнца, прародительницами мира людей. Изображение животных выступает магическим прообразом будущего приплода, а скармливание этой выпечки животным представляет собой продуцирующий обряд.





Миниатюрные сани. Кора додь.
с. Куратово Сысольский район Республика Коми.
Фото А.В. Панюкова. 1990 г.





На Рождество дети активно и азартно играли в альчики (шег), в качестве игральных костей использовались надкопытные суставы передних ног баранов и овец. Кроме святочного периода в альчики играли и в дни храмовых праздников, когда случались жертвования церкви мелкокопытных животных. Перед началом игры игроки договаривались о «вступительном взносе», т.е. о том, сколько косточек необходимо внести в общий «игровой котел» каждому игроку. Один из игроков брал косточки в ладони и подбрасывал их вверх. Рассыпавшиеся лодыжки падали в одну из четырех позиций: стол – сак – пук – гатш или сувтса – куйлo – пук – гатш. Вариативность номинаций позиций связана с локальными традициями этнографических групп коми (зырян). Существовала определенная иерархия в положении косточек: первая – ровной стороной вверх, вторая – противоположная ей сторона с двумя небольшими ямками наверху, третья – выпуклой стороной вверх, четвертая – с одной ямкой наверх. По считалке ребята разыгрывали очередность, по которой они будут щелкать. С этого момента начиналась собственно игра. Большим или указательным пальцем игроки ударяли по косточке с таким расчетом, чтобы она задела другую косточку, лежащую в том же положении. Если щелчок был метким, то игрок забирал выбитую косточку и получал право на очередной удар. Переход хода происходил тогда, когда игрок промахивался или задевал костяшку, лежащую не в той позиции. Игра заканчивалась, когда все косточки были выбиты. Если оставалось меньше пяти косточек, расположенных в разных позициях, то их снова подбрасывали до тех пор, пока две или три косточки не оказывались в одинаковом положении. Победителем считали того, кто больше всего выбивал альчиков, подсчет которых осуществляли парами (гоз – букв. пара, семья). Игрок, у которого не было требуемого по условиям игры количества косточек, мог «выкупить» их у других игроков за щелчки.

Альчики. Шег. Г. Сыктывкар. Фото А.В. Попова. 2012 г.

В традициях коми на Рождество характерна также практика славления Христа, когда группа славщиков входила в дом со словами: «Пирог да шаньга…», а далее пела рождественский тропарь:

Христос рождается, славите,

Христос в небе здравствуйте,

Христос на земле вознеситеся,

Пойте, Господи Тебе, вся земля и веселие,

Воспойте, люди, еяко прославимся,

Рождество Твое Кристе Боже,

На свой всея мира и свет разума,

Небо звездою служащий,

Звездою чакуйся,

Тебе кланяется, солнце праведному,

Тебе видете высоки востока,

Господи, слава Тебе,

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Дева я несте,

Не существеннаго рождает,

Ты, земля, вертись неприкосному приносит,

Ангельми с пастырьми словославят,

Волхвы ли со звездою путешествует,

Ныне Бог, Бог, родися,

Отроче млада привечный Бог

Или

Кристос в небе здравствуйте,

Кристос на земли возноситеся,

Пойте Господе, висе земля и веселие,

Господи людие яо прославися,

Рождество твое Христе Боже наш,

Воссия мира и свет разума,

Небо звездою служащих,

Звездою почакуся,

Тебе кланятися, солнце праведному,

Тебе видите високи востока,

Господи, слава тебе,

Слава отцую, сыную свята на дуку,

И нынею присною, во веки веков. Аминь.

Дево я не присущественнаго рождает,

Ты, земля, вертип неприкосному приносит,

Ангельми-паспырьми словыесловье,

Волвсе же со здездаю путешествую,

Наш Бог, Бог родися,

Отрещенна да превешным бог.

После тропаря, как правило, исполнялась приговорка, содержащая в себе требование угощения, например:

Хозяйка, хозяин

Со скотом, животом

Благодатный дом.

Шаньгатo эн чег,

Пирогтo эн чег.

Совсем подавай.

По рюмочке винца,

По стаканчику пивца.

или

Что Бог даст, то и нам подавай,

Не щипай, не ломай,

Хозяйка, цельём подавай.

Одаривание было обязательной практикой, т.к. славщиков Христа рассматривали как посланцев иного мира, от благорасположения которых зависело благополучие семьи и хозяйства. Разнообразная выпечка (шаньги, пироги, колобки, рыбники) выступала также платой за наем дома для рождественских посиделок молодежи.