Пасха

Пасха в семье Кулаковых. г. Сыктывкар. 1945 г. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Пасха («Ыджыд лун») главный христианский праздник. Начинался праздник с участия во всенощной службе. В течение всей Пасхальной недели совершались обходы домов священниками. В каждом доме они пели молитвы, освящали пасхальную еду, зерно. Всю неделю был открыт доступ на церковные колокольни, куда поднимались звонить и взрослые и дети.

С приходом Пасхи заканчивался Великий пост и начинался весенний мясоед, длившийся до Троицы. Центральное место в пасхальной обрядности занимало окрашенное яйцо, особо ярко универсальный символ круга рождений проявлялся именно в праздновании пасхальной недели. Освященное яйцо ели первым, придя с заутрени. На Пасху играли крашеными яйцами: их катали по полю, косогору, бились яйцами, бросали в них берестяными шарами. В пасхальных играх с яйцами еда не изображена, а явлена непосредственно. Это не игра в еду, а игра с едой. Подобные игры наиболее древние, в них еще не завершился процесс символизации, а в составе обрядового комплекса они служат метафорой зарождения жизни. Катание яиц являлось магическим актом, где яйцо, как символ зарождающейся жизни, соприкасаясь с землей, должно было пробудить ее от зимнего сна, оплодотворить. Пищевой репертуар пасхального застолья отличался богатством и разнообразием выпечки, которую обильно смазывали маслом. Излюбленной выпечкой выступали шаньги с различной начинкой.

На Пасху готовили пасху из творога «личком рысь» (букв. отжатый творог), которую готовили исключительно на пасхальный стол. Для этого кисломолочный продукт – простоквашу – ставили в теплую печь. Полученный творожный сгусток освобождали от сыворотки, затем смешивали со сметаной или сливочным маслом, тщательно перемешивая. Полученную творожную массу выкладывали в специальную деревянную форму – пасочницу, которая имела рельефные изображения христианского характера. Сверху устанавливали гнет. В результате получалась творожная пасха, на которой получались выпуклые изображения христианской символики. При подаче на стол ее разрезали на куски и ели, обмакивая в масло. Вымские коми на Пасху из творога готовили «кос рысь» (букв. сухой творог). Для этого освобожденный от сыворотки творог смешивали с густой сметаной, тщательно перемешивали. Из полученной творожной массы формовали шарики в форме яиц и выпекали возле устья печи, т.е. эти изделия фактически подсушивались. Н.Д. Конаков связывает такую традицию с недостатком яиц для пасхальной недели.

Пасочница. Личком доз. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Пробуждению и расцвету природы должны были способствовать качели: «шырана качай», «потана качай», «кoзел», «пoвъя качай», устраиваемые повсеместно специально для пасхальных праздников. В последний день пасхальной недели каждый из участников качельных игрищ приносил в дар парням, сооружавшим качели, крашеные пасхальные яйца как символ воскресения. Качаясь, приговаривали:

Качели. Ширана качаль. с. Кипиево Ижемский район Республика Коми. Фото В.Э. Шарапова. 1991 г.

Качели. с. Сизябск Ижемский район Республика Коми. Фото В.Э. Шарапова. 2008 г.

Паче, паче, лом, лом (Печка, печка, топись)

Тшынo, тшынo, пет, пет ((Дым, дым, выходи,))

Балда керка вывтi (Но над домом балды)

Поп oшинь увтi, (Под окнами попа,)

Дякон керка вывтi (По над домом дьякона,)

Мича нывъяс качайтчoныс (Красивые девушки)

Мича зонъяс качайтчoныс (Красивые парни)

А ичмоньяс видзoдoныс (Красивые парни)

(Качаются,)

(А молодухи смотрят.)

В пасхальной обрядности одно из важных мест занимало поминовение умерших, генетически восходящее к культу предков. В состав поминальной трапезы входили выпечка, блины, яйца и домашнее пиво.