Масленица

Проводы зимы на городском стадионе. г. Сыктывкар. 1966 г. Фото И.И. Петрова. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Весенний цикл праздников открывался Масленицей, одним из языческих праздников, включенным в систему церковного календаря. Если Рождественские праздники имеют христианское содержание, то Масленица церковного влияния практически не испытала, за исключением того, что была приурочена к Великому Посту, являясь своего рода подготовкой к нему. Масленичная неделя справлялась за семь недель до Пасхи и приходилась на период с конца февраля до начала апреля. У коми масленичная неделя называлась «йoв вежон» (молочная), или «яй видз» (мясной пост) - нельзя есть мясное, молочное можно, а неделя до масленицы называлась «яй вежон» (мясная), или «йoв видз» (молочный пост) – можно есть мясное, молочное нельзя.

Повсеместное распространение имели праздничные гуляния на лошадях и катания с ледяных горок. Заранее к этому празднику делали горки из досок или жердей, заливали их водой. Круг предметов и приспособлений, на которых скатывались с горок, был достаточно широк: использовали шердын и чуман (берестяные короба), заплетали солому типа косы полтора метров длиной, мочили и замораживали специально для этого обувь, в с. Нившера женщины катались на коромысле. Считалось, что кто дальше всех прокатится, у того будет самый лучший лен. В некоторых районах строили специальные масленичные горки для маленьких детей. Катаясь, они произносили следующее:

Люги-леги шадер кузя,

Кузь да вoсни,

Еджыд да небыд.

В коми традициях распространенной была и традиция масленичных ряженных. Потешались, в розвальни ставили ступу, и два мужика с двумя пестами «толокут», ездили. На дуги вешали веники, ленты, колокольчики. Надевали вывернутые шубы, парку (из оленьей шкуры). Ездили из одного конца деревни в другой. В масленичную неделю особо популярна была песня «Гажа валяй» да «Гoгыль»:

Гажа жo нин валяйыс,

Да валяй, валяй да гажа жo нин,

Дыр тай виччысим

Да регыд тай колин.

Да валяй, да валяй да

Дыр жo эг сьылoй.

Или:

Шондiбанoй пo да гoгыльoй,

И гoгыль, и гoгыль, ок, ок, шондiбанoй.

Гажа жo нин пo миян валяйыс,

И гoгыль, и гoгыль, ок, ок, шондiбанoй.

Или:

Гoгыль кo пo вoд, гoгыль, ой,

Шондыбанoй да.

Шондыбанoй гoгыльoй да.

Татшoм oмoй гoгыльыс оллo да.

Гoгыль кo пo вoд, гoгыль, ой,

Шондыбанoй.

В праздничном контексте масленичной недели пища занимала весомое место, где кулинарный код превалирует над остальными «языками культуры», в обжорстве и веселье состоял ритуально-магический смысл масленичного времяпрепровождения, т.к. с его помощью моделировалась будущая «сытая жизнь». Христианское влияние на масленицу выразилось в приуроченности к Великому Посту и в запрете на употребление мясной пищи. На масленицу готовили молочную пищу, что и закрепилось в ее названии – «йoл выл», «йoo вэжоолун». Главным угощением праздничного стола масленицы выступали блины, ими угощали гостей, соседей, знакомых, зятья ходили к теще на блины. Однако нужно подчеркнуть, что блины как атрибут масленичной недели у коми появились под влиянием русских. В основе масленичного изобилия лежат элементы карпогонической магии, которая должна была способствовать плодородию, а приуроченность масленицы была именно к моменту весеннего пробуждения природы.