Святки

Ряженые. Святки. с. Чернутьево Удорский район Республика Коми. Фото В.Э. Шарапова. 1990 г.

Святки (07.01 – 19.01). В основе святочной обрядности лежат представления о возрождающем солнце и магии первого дня. Святки носили ярко выраженный языческий характер, но приуроченность к этим дням главных христианских праздников оказала сильное воздействие. Обрядовая насыщенность и пищевой репертуар святочного цикла призван был обеспечить благоденствие и сытость предстоящего года. Во время святок происходил целый комплекс обрядов: славление Христа, игры ряженых, гадания, молодежные бесчинства.

У коми святочный период имеет свои варианты названий, каждое из которых актуализирует определенные представления об этом времени. «Вежа», «вежа дыръя», «вежа пoра» могут быть связаны не только с понятием «святки», но и со значениями «время перемен» и «время цветения». В некоторых коми традициях представления о времени «вежа» отличаются по длительности. Так, начало святок могло быть связано с днем св. Модеста («Медoс лун», 31 декабря), с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), с заговеньем Рождественского поста (28 ноября) - то есть в период «вежа» (святое время) мог включаться и весь рождественский пост. На Сысоле рождественские вечера назывались «рытъя вежа», канун Васильева дня – «войбыд вежа», а крещенские дни – «асъя вежа», где ‘вежа’ значит ‘святой’, а ‘рыт’, ‘вой’ и ‘асыв’ - соответственно ‘вечер’, ‘ночь’ и ‘утро’.

Со святочными духами (куття войса) была связана целая система запретов: нельзя прясть, делать громкую работу (колоть дрова, стирать), выходить вечерами на улицу, стричь ногти, материться и т.д., что связано с активизацией нечистой силы. В качестве объяснения понятия «кутя» детям говорили приговорки:

Кутюр-кутюр, чoрсoй воши

Кутюр-кутюр, печканoй воши тiян,

Кутюр-кутюр, шoртoй воши,

Ставсo пo, катьтoма каньсюв да

Нувoма кутюрыд, юкмoсад сюйoма

Кутюр-кутюр, веретено потерялось,

Кутюр-кутюр, прялка у вас потерялась,

Кутюр-кутюр, нить потерялась,

Все говорят, кутюр закрутил, как кошачьи кишки, и унес в прорубь.

Нерадивым девушкам, которые приходили на посиделки без работы припевали следующее:

Кутюр, кутюр, печканoй воши,

Кутюр, кутюр, чoрсoй чеги,

Кутюр, кутюр, куделей сотчис,

Кутюр, кутюр юкмoсo нуис

Кутюр, кутюр, прялка потерялась,

Кутюр, кутюр, веретено потерялось,

Кутюр, кутюр, кудель сгорела,

Кутюр, кутюр в проруб унес

Многочисленные гадания являлись обязательной частью рождественских праздников. Самым верным временем для этого считались сочельники: канун Рождества, Васильева дня, Крещенья. В рождественские дни ночью девушки выходили на улицу, надев на лицо сочень с вырезанными отверстиями для глаз как у маски. Полагали, что имя будущего супруга будет совпадать с именем первого попавшего навстречу мужчины. В гаданиях на скорое замужество девушки использовали в качестве атрибутов выпечку, соль и муку. Перед сном девушка, не молясь Богу, съедала по ложке или наперстку соли и муки, запивая таким же количеством воды. Включение соли в состав этого «зелья» не выглядит случайностью, т.к. она (соль) вызывает любовную жажду или жажду узнавания, т.е. по сути, через поедание происходит процесс узнавания суженого.

Традиционными для святочного времени являлись и молодежные ритуальные бесчинства («надуритчем», «нашутитчем», «вежасем»), что символизировало появление на земле святочных духов (кутя) и могло продолжаться все две недели. Повсеместно у коми была распространена и традиция ряженья («маскаасoм»), когда парни рядились в женщин, девушки в мужчин, закрывали лицо марлей или мазали сажей, из зооморфных персонажей были распространены лошадь, бык, журавль, медведь.