СвяткиСвятки (07.01 – 19.01). В основе святочной обрядности лежат представления о возрождающем солнце и магии первого дня. Святки носили ярко выраженный языческий характер, но приуроченность к этим дням главных христианских праздников оказала сильное воздействие. Обрядовая насыщенность и пищевой репертуар святочного цикла призван был обеспечить благоденствие и сытость предстоящего года. Во время святок происходил целый комплекс обрядов: славление Христа, игры ряженых, гадания, молодежные бесчинства. У коми святочный период имеет свои варианты названий, каждое из которых актуализирует определенные представления об этом времени. «Вежа», «вежа дыръя», «вежа пoра» могут быть связаны не только с понятием «святки», но и со значениями «время перемен» и «время цветения». В некоторых коми традициях представления о времени «вежа» отличаются по длительности. Так, начало святок могло быть связано с днем св. Модеста («Медoс лун», 31 декабря), с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), с заговеньем Рождественского поста (28 ноября) - то есть в период «вежа» (святое время) мог включаться и весь рождественский пост. На Сысоле рождественские вечера назывались «рытъя вежа», канун Васильева дня – «войбыд вежа», а крещенские дни – «асъя вежа», где ‘вежа’ значит ‘святой’, а ‘рыт’, ‘вой’ и ‘асыв’ - соответственно ‘вечер’, ‘ночь’ и ‘утро’. Со святочными духами (куття войса) была связана целая система запретов: нельзя прясть, делать громкую работу (колоть дрова, стирать), выходить вечерами на улицу, стричь ногти, материться и т.д., что связано с активизацией нечистой силы. В качестве объяснения понятия «кутя» детям говорили приговорки: Кутюр-кутюр, чoрсoй воши Кутюр-кутюр, печканoй воши тiян, Кутюр-кутюр, шoртoй воши, Ставсo пo, катьтoма каньсюв да Нувoма кутюрыд, юкмoсад сюйoма Кутюр-кутюр, веретено потерялось, Кутюр-кутюр, прялка у вас потерялась, Кутюр-кутюр, нить потерялась, Все говорят, кутюр закрутил, как кошачьи кишки, и унес в прорубь. Нерадивым девушкам, которые приходили на посиделки без работы припевали следующее: Кутюр, кутюр, печканoй воши, Кутюр, кутюр, чoрсoй чеги, Кутюр, кутюр, куделей сотчис, Кутюр, кутюр юкмoсo нуис Кутюр, кутюр, прялка потерялась, Кутюр, кутюр, веретено потерялось, Кутюр, кутюр, кудель сгорела, Кутюр, кутюр в проруб унес Многочисленные гадания являлись обязательной частью рождественских праздников. Самым верным временем для этого считались сочельники: канун Рождества, Васильева дня, Крещенья. В рождественские дни ночью девушки выходили на улицу, надев на лицо сочень с вырезанными отверстиями для глаз как у маски. Полагали, что имя будущего супруга будет совпадать с именем первого попавшего навстречу мужчины. В гаданиях на скорое замужество девушки использовали в качестве атрибутов выпечку, соль и муку. Перед сном девушка, не молясь Богу, съедала по ложке или наперстку соли и муки, запивая таким же количеством воды. Включение соли в состав этого «зелья» не выглядит случайностью, т.к. она (соль) вызывает любовную жажду или жажду узнавания, т.е. по сути, через поедание происходит процесс узнавания суженого. Традиционными для святочного времени являлись и молодежные ритуальные бесчинства («надуритчем», «нашутитчем», «вежасем»), что символизировало появление на земле святочных духов (кутя) и могло продолжаться все две недели. Повсеместно у коми была распространена и традиция ряженья («маскаасoм»), когда парни рядились в женщин, девушки в мужчин, закрывали лицо марлей или мазали сажей, из зооморфных персонажей были распространены лошадь, бык, журавль, медведь. |