Троица

Троицкая береза у ижемских коми. Фото В.Э.Шарапова. 2014 г.

Летний цикл праздников объединялся общей идеей расцвета природы. Одним из значительных летних праздников была Троица.

Троица один из двунадесятых христианских праздников. По народному календарю конец весны и начало лета приходится на праздник Троицы, который отмечался на пятидесятый день после Пасхи. Основным символом этого дня является береза. Березовые ветки укрепляли под окнами, деревце - в центре села, украшали ленточками, водили вокруг них хороводы. Веточки березы наделялись теми же свойствами и функциями, что и верба: ими стегали скот и детей. Основой Троицкой обрядности выступает культ растительности, которая в это время активно расцветала. Троицкий праздник рассматривался как девичий праздник. Так, сысольские девушки на Троицу ходили в лес, захватив с собой продукты, в число которых обязательно входили яйца. Крашеными яйцами играли, катали их по косогорам. После трапезы пели песни, водили хороводы, основная цель которых была направлена на увеличение роста сельскохозяйственных культур. В этот день девушки, набрав в карманы крашеные яйца, одаривали ими парней. В Прокопьевке Прилузского района на Троицу отмечали «яичное заговенье», когда дети катали по полю яйца, а взрослые пасхальными яйцами выкупали право качаться на качелях, что соотносится с пасхальными традициями.

На Удоре существовал обряд, называемый «азьла мынтoм», когда на Троицу молодицы, вышедшие замуж в текущем году, угощают всех присутствующих шаньгами и другой выпечкой, которую должна приготовить мать молодой жены. Организация угощения в разных деревнях была различной. Так, в с. Чупрово молодицы вставали в круг, держась за руки, и пели песни, медленно двигаясь по кругу. Внутри круга находились матери молодиц и через их головы бросали присутствующим выпечку. В с. Важгорт обряд проходил на лугу, который так и назывался «азьла луг». Угощение раскладывалось отдельно для каждой половозрастной группы (молодежи, женщинам, мужчинам и старикам). Так выглядит один вариант обряда. По другим данным, этот обряд приурочивался ко дню первого выхода на сенокос, а в качестве угощения выставляли калачи, сушки, пряники и конфеты. Семантика обряда просматривается как в его структуре так и составляющих: преодоление пространства с физическим напряжением, «перешагивание пространственного порога», т.е. преодоление некой «границы», представленной в виде столбов с перекладиной, и форма обрядового угощения, где круглая форма должна была символизировать завершение процесса перехода-превращения. С помощью кулинарного кода происходило включение молодой женщины в половозрастную группу замужних женщин.