ТроицаЛетний цикл праздников объединялся общей идеей расцвета природы. Одним из значительных летних праздников была Троица. Троица один из двунадесятых христианских праздников. По народному календарю конец весны и начало лета приходится на праздник Троицы, который отмечался на пятидесятый день после Пасхи. Основным символом этого дня является береза. Березовые ветки укрепляли под окнами, деревце - в центре села, украшали ленточками, водили вокруг них хороводы. Веточки березы наделялись теми же свойствами и функциями, что и верба: ими стегали скот и детей. Основой Троицкой обрядности выступает культ растительности, которая в это время активно расцветала. Троицкий праздник рассматривался как девичий праздник. Так, сысольские девушки на Троицу ходили в лес, захватив с собой продукты, в число которых обязательно входили яйца. Крашеными яйцами играли, катали их по косогорам. После трапезы пели песни, водили хороводы, основная цель которых была направлена на увеличение роста сельскохозяйственных культур. В этот день девушки, набрав в карманы крашеные яйца, одаривали ими парней. В Прокопьевке Прилузского района на Троицу отмечали «яичное заговенье», когда дети катали по полю яйца, а взрослые пасхальными яйцами выкупали право качаться на качелях, что соотносится с пасхальными традициями. На Удоре существовал обряд, называемый «азьла мынтoм», когда на Троицу молодицы, вышедшие замуж в текущем году, угощают всех присутствующих шаньгами и другой выпечкой, которую должна приготовить мать молодой жены. Организация угощения в разных деревнях была различной. Так, в с. Чупрово молодицы вставали в круг, держась за руки, и пели песни, медленно двигаясь по кругу. Внутри круга находились матери молодиц и через их головы бросали присутствующим выпечку. В с. Важгорт обряд проходил на лугу, который так и назывался «азьла луг». Угощение раскладывалось отдельно для каждой половозрастной группы (молодежи, женщинам, мужчинам и старикам). Так выглядит один вариант обряда. По другим данным, этот обряд приурочивался ко дню первого выхода на сенокос, а в качестве угощения выставляли калачи, сушки, пряники и конфеты. Семантика обряда просматривается как в его структуре так и составляющих: преодоление пространства с физическим напряжением, «перешагивание пространственного порога», т.е. преодоление некой «границы», представленной в виде столбов с перекладиной, и форма обрядового угощения, где круглая форма должна была символизировать завершение процесса перехода-превращения. С помощью кулинарного кода происходило включение молодой женщины в половозрастную группу замужних женщин. |