Ильин день

Ильин день. с. Палевица Автономная область Коми (зырян) (ныне Сыктывдинский район Республика Коми). Фото А.С. Сидорова. 20-е годы XX в. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Ильин день (02.08). По народному календарю с этого дня заканчивалось лето, и начиналась осень. Помимо того, что этот день является переломным в годовом круге, с ним связаны представления об Илье Великом, как грозном божестве, владыке грома и молнии, который может наказать людей засухой, градом, огнем за не почитание этого дня. К пророку Илье, покровителю огненной стихии, обращались с молитвами во время молний.

Как и у русских, с этим днем связаны запреты на работу, и широкое распространение имеют предания о том, как Илья наказывал работающих. Часто именно этот день включается в систему заветных праздников.

С окончанием лета связан запрет на купание: «Илля великoй кoдзыд из чoвтoма» (Илья Великий холодный камень в реку бросил). Зато с Ильина дня разрешалась игра на духовых инструментах, дети могли свистеть на специально для них сделанных свистульках: чипсан гум, пу пoлян, бадьпу чипсан, каля пoлян. Этот день так и называется «чипсасян, пoлясян лун» (день свистения, дудения).

Особая роль Ильина дня в крестьянском календаре связана с его порубежьем между летом и новым сезоном. Осенние праздники отмечаются как семейными, так и общественными торжествами. В традиции вымских коми устраивали семейные торжества по случаю начала жатвы, когда красный угол украшался пучком сжатых колосьев и пирогом, сочень которого готовили из ржаной муки нового урожая, сжатого непосредственно ранним утром. Приглашали на «пирoг» предков с благодарностью, что они ниспослали хороший урожай. Кашу с маслом «выя рок» или «сюльпа» часто готовили по случаю завершения уборки зерновых культур с определенного участка, что нашло отражение в поговорке «Адас дорын выя рок» (На меже (в конце постати) масляная каша). На Летке храмовый праздник Ильин день назывался «сур юан лун» (букв. день пивопития), т.к. в этот день варили общественное пиво.

Характерным и значительным явлением в календарной обрядности многих родственных финно-угорских и неродственных славянских народов были общественные праздники с жертвоприношениями животных, проводимые в период летнего календарного цикла. Как правило, эти жертвоприношения приурочивались к Ильину дню. Так, в с. Ношуль крестьяне верили, что Илья пророк в состоянии помочь скотоводству, если его задобрить. Поэтому, в случае неудачи со скотом, обещали первого бычка церкви. В итоге их набиралось пять-десять голов. После обедни их резали, тушу делили на три части, одна шла церкви, вторая – причту, а третью варили. После прочтения молитвы, все с криком бросались к чану с мясом. Считалось, чем больше крика, тем благословеннее принесенная жертва. Слудские крестьяне приносили в жертву бычка в Ильин день, но не у церкви, а в д. Зимнинской. Здесь же характерна практика бросания денег и молодых барашек в реку в качестве жертвы. Шумовой эффект, производимый в обряде, выглядит весьма показательным, т.к. жертва приносится Илье пророку, который наследует характеристики громовержца старой мифологической картины мира. Выбор реки как места для жертвы вполне оправдан, т.к. жертвуется животное миру иному с тем, чтобы в будущем был приплод скота. Близкий по смыслу обряд характерен для сямозерсих карел, которые следующее воскресенье после Ильина дня номинируют как баранье, когда для сохранения и умножения овечьего стада жертвуются бараны.

С жертвоприношением в Ильин день связана легенда, широко известная на Европейском Северо-Востоке. Согласно легенде, раньше после обедни в Ильин день в церковную ограду приходил ежегодно из лесу олень, его убивали, а мясо варили и раздавали нищим. Однажды олень не пришел вовремя к церкви, и тогда старики вместо него закололи корову. Запоздавший олень, увидев это, убежал в лес. И с тех пор ни разу не приходил. На праздник стали закалывать домашнюю скотину. Образ оленя (лося) являлся некогда символом осенне-зимнего периода календаря, а в хозяйственном отношении означал начало промыслового сезона.