Канун

Канун мог включаться в празднование наиболее значимого для локальной группы события (заветного праздника, освящения скота, молебна по случаю стихийного бедствия). Так, в с. Турья Княжпогостского района в разные годы общественное пиво варили в дни Николы и Ильи или в день Параскевы Пятницы. В этот день совершали либо крестный ход с перенесением иконы, либо молебен скоту. Ингредиенты для варки общественного пива, т.е. «кануна», выдавала церковь. А его варкой занимались самые умелые женщины. В д. Кони того же района общественное пиво варили на день Егория и Степана, освящали его в церкви, и затем раздавали всем пришедшим на праздник. Для Верхней Вычегды характерна соотнесенность канунов с молебнами на полях и пастбищах. Их общая направленность связывается с обеспечением благополучия скота или будущего урожая. Для канунов характерен обрядовый напиток, который изготовлялся непосредственно к определенному событию. По технологии приготовления он напоминает домашнее пиво, только без стадии брожения, т.е. фактически готовят сусло. Особенностью приготовления этого ритуального напитка является то, что ингредиенты собираются по домам, а варку осуществляли наиболее опытные хозяйки. Количество напитка было избыточным, его варили для всей общины, а пили его все желающие, в том числе и дети, часто у церкви с участием священнослужителей. Изготовление «кануна» как особого ритуального напитка представляло собой достаточно устойчивый способ единения всего коллектива и общения с миром сакрального. Значение кануна как дня, предшествующего празднику, информаторами не отмечается. Определенная соотнесенность с кануном праздника выявляется в предании о происхождении обычая праздновать канун. В лексике удорских коми встречается словосочетание «канон карны» (букв. праздновать, не работать).