Петров день

Петров день (12.07). Празднование Петрова дня также приурочено к кануну. Пространственная локализация отмечания Петрова дня у реки объясняется покровительством святых Петра и Павла рыболовству. Этот праздник рассматривался в народной культуре как начало сенокосной поры. К сенокосу заготавливали сытную еду (творог, сметану, мясо). Этот праздник был преимущественно молодежный, хотя старшее поколение также принимало участие.

В Петровское заговенье в Прилузье красили яйца, с которыми играли на лугах. Игра с яйцами была исключительно мужской забавой, у девушек были другие развлечения. В Спаспорубе этот праздник называли «позтыр лун» (букв. яичный день). На Средней Вычегде Петров день определяли как «день поедания яиц» (кольк сёян лун). В этот день девушки носили с собой вареные яйца и одаривали ими парней, которые в благодарность подносили конфеты и калачи. В ижемских селах накануне Петрова дня справляли петрушину. Возле реки собирались группами по возрастным категориям: молодежь, женщины среднего и пожилого возраста. Если в первой группе участвовали как девушки, так и юноши, то в двух последних мужчины не присутствовали. Каждый участник приносил с собой выпечку, крупу и сметану, которую сливали в маслобойку и сбивали масло. Обязательным атрибутом этого обряда была каша, обильно сдобренная маслом. После праздничной трапезы гуляние с песнями и плясками продолжалось до утра. Дети также отмечали этот праздник, устраивая чаепитие и сбивая масло, но все это происходило в доме на вышке (холодная комната под крышей) или в специально оборудованном игральном домике (чомик).

На Удоре по случаю первого выхода на сенокос молодого человека его отец готовил кашу «крoш». Для этого в горячее сливочное масло крошили хлебную лепешку. Все это кипятили на костре, получалась кашица, хорошо сдобренная маслом. На Удоре же фиксируется обряд на косовице с угощением из каши с маслом, называемый «нетсу». На дальних сенокосных угодьях, на которых жили и работали по 10-15 человек, молодая жена должна была сварить кашу, которую хорошо сдабривала маслом. А ее муж или кто-либо другой по ее просьбе забирался на ель, обрубал сучья и обертывал вершину берестой. Молодуха каждого из косцов, уважительно называя по имени-отчеству, приглашала отведать кашу. В д. Чукаиб Сысольского района кроме каши, сдобренной маслом, варили и общественное пиво. Праздничное гулянье также приурочивалось к берегу реки.