Успение

Успение Пресвятой Богородицы (28.08). Двунадесятый христианский праздник в честь представления Пресвятой Богородицы. Этот день праздновался повсеместно как время окончания жатвы, отмечавшееся по-особому. В качестве основного угощения этого дня выступала каша «чомoр», приготовленная из зерен нового урожая. Завершая успенский пост, разговлялись, готовя мясо.

Осенний цикл начинается с Успенья, когда полностью заканчивается уборка хлебов, и начиналась обработка урожая, а у промысловиков – охотничьих сезон в ближайших угодьях. Осенние обряды носили ярко выраженный умилостивительный и предохранительный характер. В основе таких действий лежит представление о зиме как времени гибели солнца, природы, всего живого и времени торжества представителей иного, враждебного человеку мира.

Праздник окончания уборки зерновых культур рассматривался как общесельский в отличие от зажиночных, которые отмечались в узком семейном кругу. С дожиночным обрядом связана практика приготовления каши «чомoр» из зерна нового урожая в честь окончания уборки урожая. Определяются различные способы приготовления такой каши. Одни утверждают, что кашу готовили из ячменной муки, другие отмечают, что для ее приготовления использовали толокно. В одном солидарны информанты, эта каша хорошо сдобрена сливочным маслом. Исходным значением слова «чомoр» было ‘дух (бог) хозяйства’, ‘бог урожая, семейного благополучия’, т.е. каша предназначалась для духа хозяйства, бога урожая. Удорские коми на общественные торжества по случаю окончания жатвы варили кашу из зерен нового урожая, сдабривая ее маслом. Называли такую кашу «чарла рок» (букв. каша серпа) или «косаа рок» (букв. каша косы), т.к. перед тем, как начать есть кашу «благословляли» серпом. Приготовление этой каши связано с зажиночными обрядами, мифологическая основа которых связана с культом растений и земледелия в целом. На Нижней Вычегде по случаю завершения жатвы готовили обрядовое блюдо из творога с толокном, называемое «клюпа».

Жертвование предкам пищи из нового урожая должно было нейтрализовать заключенную в ней опасность, превращая ее из природного в культурное, т.е. легализовать пищу как компонент культуры и узаконить ее потребление в течение года. И не случайно к Успению приурочивались также и жертвоприношения животных. Так, в с. Межадор Сысольского района на Успенье варят мясо (баранина, телятина). Это так называемое «обещанное» мясо. Во время болезни или другой беде дают обещание, если справятся с бедой, то жертвуют бычка или барашка. В котлах за церковной оградой варят мясо, которое затем разрезают на куски и раздают всем желающим.