Братчина

В структуре календаря выделяются братчины и кануны. В народной культуре выделяются молодежные и детские братчины, приуроченные к праздникам осенне-зимнего периода. Это Никола зимний, Михайлов день, Покров, Кузьма-Демьян. В контексте молодежных посиделок братчина связывается с варкой пива и устройством праздничного стола. На молодежные братчины каждая девушка вносила свой пай, принося из дому муку, мясо, рыбу. Они варили пиво, готовили еду и приглашали парней. Пить домашнее пиво на братчину приходили все желающие. В ходе проведения вечеринки девушки под песню подносили пиво парням. На Михайлов день параллельно молодежной устраивалась и детская братчина, когда на посиделки дети собирались вместе с родителями. Мужчины приносили вино, женщины – пиво и закуску. Цель этой посиделки – выбор пары на год, когда мальчик и девочка выбирают себе пару на один год, в течение которого они должны были помнить друг о друге. Анализ песенного репертуара братчин позволил Г.С. Савельевой выделить два значения пива. Во-первых, пиво выступает как результат переработки нового урожая в один из сакральных ритуальных напитков, а, во-вторых, пиво связывается с брачной символикой. Молодежные посиделки осенне-зимнего цикла связаны также с окончанием сельскохозяйственных работ. Они приурочивались к разным датам. Так, в Ижме их организовывали после жатвы, в Мохче и Гаме – после вывоза навоза на поля, а в Сизябске – к набору рекрутов в армию. Хозяйка избы ставила самовар, выставляла угощение (шаньги, кулебяки).