Иванов день

Неделя после Троицы заканчивалась гуляниями, предваряющими Петровский пост. Два следующих дня в цикле годичного праздничного круга составляют праздники летнего солнцестояния. Необходимо подчеркнуть, что так же, как и в период рождественских святок, в этот период отмечали кануны праздников. И это не случайно, т.к. зимние святки отмечали зимнее солнцестояние, а Иванов и Петров дни – летнее солнцестояние.

Иванов день (07.07). По старому стилю празднование Иванова дня приходилось на летний солнцеворот. Это время самого бурного цветения всей растительности, пик лета. Поэтому трава, цветы наделялись особой магической силой. Для этого дня характерны различные обряды, цель которых охрана колосящихся полей, охрана здоровья людей и животных, продуцирование плодородия. Для этого дня характерна практика сбора лекарственных растений, которые собирали под росу. Главным атрибутом празднования Иванова дня у коми была баня. Накануне Иванова дня заготавливали новые банные веники, вплетали в них купальницу, ветки рябины, другие цветы, взрослые хлестали себя и детей для здоровья, приговаривая:

Святoй береза, (Святая береза,)

Святoй рябина, (Святая рябина,)

Сет дзоньвидзалун. (Дай здоровья.)

Или:

Сoспу моз сoстoммыны (Быть чистым как рябина)

Купальнича моз чветитны (Цвести как купальница)

Корся киль моз паськавны (Шириться, как березовый лист)

Или:

Мед турзяс да бырзяс, (Пусть крепнет и растет,)

Кыдз Ивановской турун (Как ивановская трава)

Турзьoма, быдмoма (Окрепла и выросла.)

Особенность Ивановских веников подчеркивается тем, что в этот день их ломали руками, а после уже могли резать.

С Ивановым днем существовали и запреты. До Иванова дня не принято купаться. Иначе водяной дух (вакуль) утащит. Детям запрещалось после Иванова дня скакать на досках, свистеть на дудках. Женщины старались выстирать грязное белье до наступления этого праздника, т.к. после него воспрещался шум, производимый полосканьем и колотьбой белья. Объяснялось это тем, что шум вреден цветущей ржи.

В этот день, как и на Святках, гадали на судьбу. Молодежь сразу после бани шла на берег реки, где разводила костры и бросала веники в воду: если веник утонет – смерть или другая беда в этом году; уплывет вдаль – будет свадьба, радость; прибьет к берегу – жизнь без перемен. Гадали с веником следующим образом. Выходя из бани, ставали к ней спиной и бросали веник через плечо, приговаривая:

Выль корoсьлы косьмыны (Новому венику высохнуть,)

Аслым ловзьыны до дзоньвидзалун (Мне – оживиться и здоровья.)

Если веник попал на крышу бани – жизнь, улетел в сторону леса – заблудишься в чаще, в сторону реки – утонешь.